Психология (на русском языке) | МООК КазНУ им.аль-Фараби
Skip to main content

Психология (на русском языке)


kaznu

О курсе

Курс направлен на развитие способностей анализа жизненных и профессиональных ситуаций с помощью социально-психологических знаний. Курс предназначен для повышения общей психологической компетентности и культуры будущего специалиста, осознания своего прошлого, настоящего и будущего с психологических позиций, а также для освоения знаний социально-психологических закономерностей поведения личности.

Структура курса

Модуль 1. Личность в контексте формирования национального сознания в психологии
1-неделя. Психология как наука.
2-неделя. Я и моя мотивация.
3-неделя. Эмоции и эмоциональный интеллект
4-неделя. Воля человека и психология саморегуляции
5-неделя. Индивидуально-типологические особенности личности.
6-неделя. Ценности, интересы, нормы как духовная основа личности
7-неделя. Психология смысла жизни и профессионального самоопределения
8-неделя. Психология здоровья личности.
Модуль 2. Межличностное общение как фактор развития гармоничной личности казахстанца
9-неделя. Общение личности и групп.
10-неделя. Коммуникативная сторона общения.
11-неделя. Интерактивная сторона общения.
12-неделя. Перцептивная сторона общения
Модуль 3. Технологии эффективного межличностного общения как основа модернизации общественного сознания
13-неделя. Понятие и структура социально-психологического конфликта.
14-неделя. Модели поведения личности в конфликте.
15-неделя. Приемы эффективной коммуникации

Академическая презентация курса

Цель курса

Формирование основ психологической компетентности, способности анализа жизненных и профессиональных ситуаций с помощью социально-психологических знаний и применения социально-психологических умений.

Ожидаемые результаты обучения (РО)

РО 1. Понимать роль психологической науки в системе наук; объяснять роль психологического знания для саморазвития личности и применения в профессиональной деятельности.
РО 2. Понимать сущность и причины психологических явлений и событий, особенности развития и формирования человека как индивида, личности и индивидуальности.
РО 3. Проводить психологическую оценку собственной личности, ситуации, группы людей.
РО 4. Применять психологические знания в решении сложных коммуникативных задач, выхода из конфликтных ситуаций и развитии самоэффективности через решение разных коммуникативных кейсов.
РО 5. Применять навыки саморегуляции личности для профилактики и коррекции негативных психологических состояний.

Индикаторы достижения РО (ИД)

ИД 1.1 – определять предмет и задачи психологической науки, содержание основных отраслей современной психологии.
ИД 1.2 – различать научную и житейскую психологию.
ИД 1.3 – объяснить значение психологии для себя, коллектива, общества.
ИД 1.4 – характеризовать основные методы психологии.
ИД 2.1 – правильно понимать влияние биологических и социальных факторов в развитии личности.
ИД 2.2 – объяснять разницу между психологическими, физиологическими, социологическими процессами и явлениями.
ИД 2.3 – выделять положительные и негативные моменты в ситуации.
ИД 3.1 – анализировать и интерпретировать результаты психологического тестирования.
ИД 3.2 – составлять общую психологическую характеристику на себя, коллегу, друга, свой коллектив.
ИД 3.3 – анализировать свое эмоциональное состояние, волевые качества, EQ для саморегуляции и развития.
ИД 3.4 – рефлексировать особенности собственного поведения на основе анализа психологических кейсов, задач и написания эссе.
ИД 4.1 – выбирать подходящий психологический прием (метод) для разрешения ситуации.
ИД 4.2 – оценивать коммуникативную ситуацию с интерактивной и перцептивной стороны на основе знаний психологических особенностей процесса коммуникации.
ИД 4.3 – уметь анализировать поведения людей на основе знаний темперамента, характера и направленности человека.
ИД 4.4 – предвидеть психологические последствия развития ситуации.
ИД 4.5 – проектировать коммуникацию с человеком и группой в целом.
ИД 5.1 – оценивать свои психологические ресурсы, собственные сильные и слабые стороны.
ИД 5.2 – объяснять причины влияния негативных факторов на ментальное здоровье человека.
ИД 5.3 – выполнять психологические техники и упражнения для профилактики и коррекции психологического состояния.
ИД 5.4 – применять инструментарий для профилактики и коррекции конфликта в повседневной жизни человека.
ИД 5.5 – рефлексировать свои сильные и слабые стороны характера.

Пререквизиты

Нет.

Постреквизиты

Дисциплины социально-гуманитарного направления.

Литература и ресурсы

Основная
1. Назарбаев Н.А. "Взгляд в будущее". – Астана, 2017.
2. Аронсон Э. "Көпке ұмтылған жалғыз" = The Social Animal: әлеуметтік психологияға кіріспе: / Э. Аронсон ; ауд. Д. Д. Дүйсенбеков. - 11-бас. - Астана: "Ұлттық аударма бюросы" қоғамдық қоры, 2018. – 407 с. - (Рухани жаңғыру).
3. Годфруа Ж. "Что такое психология". Том 1., 2 – М.: 2005– 496 с.
4. Джакупов С.М. "Введение в общую психологию". – А.: Қазақ университеті, 2014
5. Майерс Д. "Психология" / пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. – 4-е изд. - Минск: "Попурри", 2009. – 848 с.
6. Майерс Д. "Әлеуметтік психология" / Д. Г. Майерс, Ж. М. Туенж; ауд. Г. Қ. Айқынбаева. - 12-бас. - Астана : "Ұлттық аударма бюросы" ҚҚ, 2018. – 559 с.: сур. - (Рухани жаңғыру).
7. Руденко А.М. "Психология в схемах и таблицах": учебное пособие. – М: Феникс, 2016. – 379 с.
Дополнительная
1. Назарбаев Н.А. "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания". – Астана, АКОРДА, 2017 / http://www.akorda.kz/ru.
2. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. – "Конфликтология".- М: Юрайт, 2017.
3. Арбузова Е. Н., Анисимов А. И., Шатрова О. В. "Практикум по психологии общения". 2008 – 272 с.
4. Бердібаева С.Қ. Тұлға психологиясы.-Алматы, қазақ университеті, 2016. – 158 с.
5. Виноградова С. М. "Психология массовой коммуникации": учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. – Москва: Юрайт, 2014. – 512 с.
6. Гришина Н.В. "Психология конфликта". СПб.: Питер, 2008. — 464 с. ил. — (Серия "Мастера психологии"). 7. Маклаков А.Г. "Общая психология". Уч для вузов. М: Юрайт, 2019. - 582 с.
8. Шульц Д. "Қазіргі психология тарихы" / Д. Шульц, С. Э. Шульц ; ауд. Б. Қ. Ақын. Астана "Ұлттық аударма бюросы" - (Рухани жаңғыру)
Интернет-ресурсы
1. http://azps.ru/
2. http://psychology.net.ru/articles
3. http://www.psychology-online.net/
4. https://hr-portal.ru/psy_tools

Направления подготовки в высшем образовании – бакалавриате

6B01 Педагогические науки
6B02 Искусство и гуманитарные науки
6B03 Социальные науки, журналистика и информация
6B04 Бизнес, управление и право
6B10 Здравоохранение

Авторы курса

Course Staff Image #1

Мадалиева Забира Бекешовна

Мадалиева Забира Бекешовна – доктор психологических наук, практический психолог, специалист в области арт-терапии и когнитивной психотерапии. Профессор, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии КазНУ имени аль-Фараби. Тренер КАП (РК), спикер международных конгрессов, фестивалей, конференций, член экспертной полимодальной супервизионной группы, действительный член ОППЛ (РФ), руководитель балинтовской группы, член экспертного совета Союза психологов Казахстана, автор 3 монографий, 17 учебных,учебно-методических пособий, более 250 научных статей, из которых 22 опубликованы в базе данных Скопус и Томпсон Рейтер, подготовила 3 кандидатов наук и 1 доктор PhD.

Course Staff Image #2

Файзуллина Аида Камильевна

Файзуллина Аида Камильевна – старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии КазНУ имен аль-Фараби, научный руководитель группы социальных психологов – волонтеров Специализированной Ювенальной юридической консультации г. Алматы (2003 – 2019), психолог проекта «Лидер 21 века» АО Агентства «Хабар» (2001 – 2013). Автор-разработчик образовательной программы магистратуры «Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций». Член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ), Национальной Ассоциации Психологов Казахстана (НАПК) E-mail: akfaizullina@mail.ru; faizullina1960@gmail.com

Course Staff Image #2

Кудайбергенова Сандугаш Кансаровна

Кудайбергенова Сандугаш Кансаровна – старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии. Научные и практические интересы: клиническая психология, психологическое консультирование, психологическая диагностика. Автор более 40 публикаций, в том числе в индексируемых базах (индекс Хирша по базе Скопус=1, цитирование 4). Участие в более чем 30 научных международных, республиканских, региональных) конференциях, круглых столах, семинарах-тренингах. • Награждена почетным знаком «Денсаулық сақтау ісінің үздігі» (удостоверение № 0549) – 2020 г. • Обладатель международной стипендии Болашак – 2010 г. • Специализации психологической диагностике, консультированию, клинической психологии, полиграфологии (суммарно более 2000 часов). • Член Республикаснкого учебно-методического совета по психологии

Course Staff Image #2

Оспанова Шолпан Талиповна

Оспанова Шолпан Талиповна – магистр по социальной психологий (Royal Holloway University in London) Практикующий психолог в направление гештальттерапия. e-mail Psychology2019.05@mail.ru . Основное занятие преподаватель психологии, стаж 16 лет. Основные предметы преподавания: Общая психология на казахском, русском и английском языках, возрастная психология и экспериментальная психология. Закончила магистратуру в Великобритании по программе «Болашак», мотивирую студентов обучаться в зарубежных Вузах, преодолеть психологический барьер, но реально оценивать свои возможности. Провожу консультации в психологическом центре КазНУ, так же тренер психологического интенсива, который организовывается кафедрой психологии КазНУ по теме гештальт подход в психологическом консультирование. Обучалась работе консультанта в гештальттерапевтическом направлении в Московском Гештальт институте (4 года). Также работаю в Арттерапевтическом направление. В преподавание использую исследовательский метод, поддерживая активность студентов в познании и выражение себя.

Course Staff Image #2

Садвакасова Зухра Маратовна

Садвакасова Зухра Маратовна – специалист в области педагогики и психологии, кандидат педагогических наук (2006), доцент (2017). Автор более 100 научных трудов, являлась участником 15 научных проектов МОН РК. По трудам обучаются слушатели в вузах и в институтах повышения квалификации, применяются специалистами в организации образования.
• Лауреат именной научной премии имени М. Ауэзова для молодых ученых за лучшие работы в области гуманитарных наук МОН РК за цикл работ "Управление учебно-воспитательным процессом в фокусе новых педагогических концепций, тенденций и идей" (2009).
• Стипендиат государственных научных стипендий для талантливых молодых ученых на 2010-2012гг в области гуманитарных наук (приказ МОН РК от 23 декабря 2010 г. № 575).
• Номинант международной премии «Содружества дебютов» для молодых специалистов в области сохранения и популяризации материального и нематериального культурного наследия среди стран СНГ в номинации
«Просвещение и популяризация » (8-10 декабря, 2011). • «Лучший кандидат наук» 2019 год.

Course Staff Image #2

Қайратова Іңкәр Қайратқызы

Қайратова Іңкәр Қайратқызы – преподаватель КазНУ имени аль-Фараби, магистр психологии. Имеет статьи на казахском и английском языках в журналах «Вестник КазНУ», «Вестник КазНПУ им. Абая». С 9 по 18 ноября 2017 года прошла курс повышения квалификации в Санкт-Петербургском государственном университете по теме «Психология кризисных и чрезвычайных ситуаций. Модуль 1. Психология кризисных ситуаций» (Санкт-Петербург, Россия). С 17 по 19 мая 2019 года участвовала в программе повышения квалификации «Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях» КазНУ им. Аль-Фараби. Электронная почта: inkarkairatova@gmail.com.

Enroll