Культурология | МООК КазНУ им.аль-Фараби
Skip to main content

Культурология


kaznu

О курсе

В процессе изучения курса «Культурология» вы встретитесь с многочисленными точками зрения, взаимодополняющими друг друга оценками одних и тех же явлений. Ваша самостоятельность и активность должны проявиться в том, чтобы, ознакомившись с разными позициями, определиться в своих предпочтениях, совершенствовать и развивать свои способности. Представленный курс объединяет сильные стороны социальных и гуманитарных наук, опирается на методы и теории истории, философии, социологии, литературоведения и коммуникационных исследований. Творческие задания курса способствуют включению слушателя в практическую реализацию мира культуры.

Структура курса

Неделя 1. История формирования понятия культуры: многообразие подходов к определению сущности культуры.

Неделя 2. Пространство и время культуры.

Неделя 3. Культуротворческая деятельность человека.

Неделя 4. Язык культуры – универсальная форма осмысления реальности.

Неделя 5. Культурный код.

Неделя 6. Основные символы культуры.

Неделя 7. Пространство и формы культуры.

Неделя 8. Формы культуры: миф, религия, искусство, мораль, право, политика, наука, техника.

Неделя 9. Культура номадов.

Неделя 10. Древнетюркская цивилизация и ее особенности.

Неделя 11. Формирование казахской традиционной культуры.

Неделя 12. Казахская культура на рубеже XVIII-ХIХ веков.

Неделя 13. Казахская культура ХХ века.

Неделя 14. Казахская культура в контексте современных мировых процессов.

Неделя 15. Культурная политика Казахстана.

Академическая презентация курса

Цель курса: сформировать у студентов способность оценивать важнейшие достижения культуры, теоретические, прикладные ценностные аспекты культурологического знания на основе понимания контекста их создания и значимости в жизнедеятельности человека для решения межличностного и межкультурного взаимодействия.

Ожидаемые результаты обучения

РО 1 – объяснять базовый категориально-понятийный аппарат на основе рефлексивного усвоения ценностей и достижений культуры;

РО 2 – упорядочивать характеристики исторических типов культуры на основе генезиса основных культурных явлений;

РО 3 – проводить социокультурный анализ практик культуры для осмысления культуротворческой деятельности современного казахстанского общества;

РО 4 – обобщать результаты исследований достижений отечественной культуры, ее современные проблемы и перспективы развития на основе понимания их создания для толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий;

РО 5 – оценивать развитие мировой культуры для понимания богатства культурного наследия.

Индикаторы достижения результатов обучения

ИД 1.1: запомнить понятия предметной области культурологии;

ИД 1.2: определять специфику и значение культурологических терминов;

ИД 1.3: определять цели, задачи, функции и содержание ценностных оснований культуры

ИД 2.1: определять характер различных культурологических подходов, их особенностей и смыслов;

ИД 2.2: определять ценностные аспекты накопленной историко-культурной информации;

ИД 2.3: объяснять теоретические формы и типы культур

ИД 3.1: сравнивать направления и практики культуры;

ИД 3.2: определять специфику функционирования и развития культурных норм и отношений практик культуры;

ИД 3.3: осуществлять анализ прикладных аспектов социокультурной деятельности

ИД 4.1: различать способы приобретения, хранения и передачи базисных ценностей отечественной культуры;

ИД 4.2: анализировать общие закономерности формирования, развития и приумножения казахской культуры;

ИД 4.3: разрабатывать обоснованные решения по вопросам развития казахской культуры в системе мировой культуры и цивилизации

ИД 5.1: сравнивать ключевые события и достижения мировой культуры, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

ИД 5.2: объяснять причины множественности трактовок закономерностей возникновения и развития мировой культуры;

ИД 5.3: осуществлять выбор собственной позиции в мире ценностей современной культуры.

Пререквизиты и постреквизиты

SIK 1101 Современная история Казахстана;

FIL 2102 Философия

Информационные ресурсы


• Бразговская Е. Е. Семиотика. Языки и коды культуры: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019.

• Горохов В.Ф. Культурология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: издательство «Юрайт», 2019.

• Жолдубаева А.К. Культурология: Практикум. А.: КазНУ им. Аль-Фараби, 2019.

• Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В., Алексеенко А.Н., Баратова Г.С. История Казахстана. Народы и культуры. Учебное пособие. А.: Дайк-Пресс, 2016.

• Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. Спб., 2015.

• Стенина Т.Л. Социокультурное проектирование: методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2019.

• Язык и символы культуры (материалы лекции) /составитель И.Г. Лабутина. Краснодар: КубГАУ, 2018.

• Библиотека КазНУ имени аль-Фараби /http://elib.kaznu.kz (Клик + Электронный каталог + Поисковый запрос + Культурология + Выбор работы из предлагаемого перечня).

• Библиотека Гумер. Гуманитарные науки /http://www.gumer.info (Клик + Каталог именной + Культурология + Выбор работы из предлагаемого перечня).

• Культуролог /http://culturolog.ru/ (Клик + Основные разделы + Теория культуры + Навигация по разделу + Культурология + Выбор работы из предлагаемого перечня).

Возможные направления подготовки по классификатору, по которым можно обучаться по данному курсу

6В03 Социальные науки, журналистика и информация

 

Автор курса

Автор курса является членом European Academy of Natural History, The New-York Academy of Sciences, РАЕ, «Международная Академия образования», проекта Национального фонда подготовки кадров, проекта Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии, проекта «Педсовет. ORG», экспертной комиссии Программы образовательных грантов ОФ «Бота», эксперт Первого Национального Дельфийского опроса казахстанских экспертов, программы «Проведение мероприятий по нравственно-духовному образованию РК», проекта «Формирование инновационной культурно-образовательной среды с применением информационно-коммуникационных технологий как фактора ценностного ориентирования детей и молодежи», членом рабочей группы по разработке Государственной концепции культурного развития РК при Министерстве культуры РК, проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке». Вошла в Интернет-справочник «Ученые Казахстана», в энциклопедию «Ученые стран СНГ и ближнего зарубежья», Internet-энциклопедию «Кто есть кто – без границ».
Enroll