Освещение в СМИ проблемы насилия против женщин и девочек | МООК КазНУ им.аль-Фараби
Skip to main content

Освещение в СМИ проблемы насилия против женщин и девочек


kaznu

О курсе

Курс создан для студентов факультетов журналистики, а также практических работников СМИ, блогеров, представителей пресс-служб и др.
Предлагаемый курс и примеры передового опыта помогут специалистам медиасферы определить наиболее подходящие и этичные методы сбора информации и ее подачи в СМИ, руководствоваться принципами гуманной и объективной журналистики при освещении такой важной темы Повестки 2030 года, как гендерное равенство и противодействие насилию в отношении женщин и девочек.
Курс подготовлен на основе открытых учебных ресурсов ЮНЕСКО, расскажет о плюсах гендерного равенства, видах насилия, тактике противодействия кибербуллингу и сетевым атакам против журналистов. Научит не делать фатальных ошибок в интервью с детьми, корректно готовить тексты и работать с гендерной статистикой, с осторожностью использовать «тайные» методы (скрытую камеру, прослушку или эксперимент), а также правильно подбирать иллюстрации к материалам.

Структура курса

Модуль 1. Насилие против женщин и девочек. Типы поведения
Модуль 2. Сексуальные домогательства, посягательства и изнасилования
Модуль 3. Рекомендации по освещению в СМИ насилия против женщин и девочек
Модуль 4. Практика общения журналиста с пережившими насилие

Академическая презентация курса

Цель курса

Сформировать у слушателей способность готовить медиа-материалы на тему гендерного равенства и противодействия насилию в отношении женщин и девочек с учетом международных этических норм и рекомендаций ЮНЕСКО в сфере журналистики.

Ожидаемые результаты обучения (РО)

  • РО 1. Анализировать тексты медиа на предмет выявления предвзятых представлений, предрассудков и насилия в отношении женщин и девочек.
  • РО 2. Определить наиболее подходящие и этичные методы сбора гендерно-чувствительной информации и ее подачи в СМИ.
  • РО 3. Готовить гендерно-сбалансированные тексты, исключающие пропаганду насилия и дискриминации, избегать стереотипов и ложных представлений о роли женщины в обществе.
  • РО 4. Участвовать в гуманитарных медиапроектах по противодействию насилию в отношении женщин и девочек ради законодательных и общественных изменений.
  • Индикаторы достижения РО (ИД)

    ИД 1.1 – понимать важность изображения женщин и мужчин в нестереотипной, многообразной и сбалансированной манере.
    ИД 1.2 – определять методы и потенциально некорректные формы подачи темы насилия в отношении женщин и девочек.
    ИД 2.1 – стимулировать постоянное внимание к вопросам и ценностям журналистской профессии.
    ИД 2.2 – понимать возможности и риски журналистской профессии, осознавать ее влияние на формирование общественного мнения по вопросам гендера и насилия против женщин и девочек.
    ИД 3.1 – знать гендерно-ориентированные способы достижения сбалансированности и объективности журналистского материала на тему насилия в отношении женщин и девочек.
    ИД 3.2 – через журналистские материалы вывести тему насилия из частной сферы, позволить общественности полностью оценить масштаб этого явления и лучше понять его природу.
    ИД 4.1 – избегать сенсационной подачи и освещения темы, всегда помнить о необходимости защиты личных данных пострадавших от насилия женщин и девочек.
    ИД 4.2 – уметь проводить интервью с человеком, подвергшимся насилию, без ущерба его правам, достоинству и безопасности.

    Постреквизиты

    Кросс-культурная коммуникация

    Мировой опыт журналистики расследований: инструментарий и правовая база

    Этика журналиста

    Направления подготовки в высшем образовании

    6B03202 – Международная журналистика
    6В03203 – Связи с общественностью
    6В03201 – Журналистика

    Автор курса

    Course Staff Image #1

    Дудинова Елена Ивановна

    Доцент кафедры ЮНЕСКО по журналистике и коммуникации КазНУ имени аль-Фараби. Автор шести учебно-методических пособий и монографий (Этика журналиста, 2016; «Казахстанский Путь: научный анализ стратегии, интегративной миссии и методов информационной поддержки», 2017, в соавт. и др.), более ста статей в научных и периодических изданиях. Тренер Международного проекта КазНУ и Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы в рамках Международной программы развития коммуникации ООН «Усиление учебной программы по гендерной журналистике в Казахстане» (2018 год). Тренер Международного Проекта UNWKAZRFP 2019-003 структуры «ООН-женщины» «Медиа и Цели устойчивого развития» по проведению семинаров-тренингов для повышения потенциала местных СМИ и пресс-служб местных исполнительных органов в освещении гендерно-связанных Целей устойчивого развития (ЦУР) (2019 год). Тренер международного проекта ООН-женщины по усилению потенциала и знаний в области гендерного равенства, искоренения насилия в отношении женщин и девочек, расширения прав и возможностей женщин в Центральной Азии (июнь 2022 года). Обладатель знака «Ақпарат саласының үздігі», медали «Ерен еңбегі үшін». Автор онлайн курса по Руководству для журналистов Анн-Мари Амп «Освещение в СМИ проблемы насилия против женщин и девочек», ООН, ЮНЕСКО, 2020.

    Есть ли дедлайны по выполнению домашнего задания?

    Дедлайн каждого задания указан в календаре (графике) учебного курса.
    Несоблюдение дедлайнов приводит к потере баллов.

    1. Course Number

      osvsmi
    2. Classes Start

    3. Date of creation

    4. Classes End

    5. Estimated Effort

      2
    Enroll